Нам сыр отечества и сладок, и приятен

Партия «Города России» предлагает ввести понятие – аналоговые продукты

Недавно представители Росcельхознадзора сообщили о том, что 80 процентов сыра в России - это фальсификат. То есть животные жиры в нем заменены на растительные, в основном, на пальмовое масло. Партия «Города России» организовала пресс-тур на российскую родину сыра, в Костромскую губернию, чтобы на месте посмотреть, как обстоят дела по импортозамещению любимого  многими продукта. Вадим ПУЩИН

К реализации государственной программы по импортозамещению в сфере молочной продукции, в Костромской области были готовы задолго до ее начала. В 2009 году в Костроме уже открылась «Сырная биржа», где местные производители продают товар с минимальной наценкой, практически по заводским ценам. Конечно, не надо думать, что это даром.

- На производство одного килограмма полутвердого сыра, типа «Российского», «Пошехонского» или «Костромского» уходит от 10 до 12 литров молока. На «Маасдам» – 12-13 литров, на пармезан до 16 литров молока, -  объяснил директор крупнейшего в Буйском районе предприятия «Воскресенский сыродел» Игорь Джурко. – Литр мы покупали в 2015 году, в среднем, по 25 рублей. Вот и считайте.

Так, например, отпускная цена маасдама на заводе составляет 340 рублей за килограмм, а ведь его еще надо довести до прилавка. Так, что надеется на дешевизну импортозамещенных сыров в обозримом будущем не стоит. Тем более, что торговые сети буквально выкручивают руки производителю, вынуждая его нести дополнительные расходы.

- Не буду называть имя ретейлера, но от нас кроме начального, так называемого, «входного бонуса», который мы были готовы заплатить, сначала потребовали отдельного грузчика для своей продукции, потом дополнительного мерчендайзера и так далее, - жалуется Джурко. – Это сколько же должен стоить наш сыр на выходе, чтобы все это окупить? В итоге мы были вынуждены уйти сети и искать другие пути сбыта. Не столь затратные для конечного потребителя.

Сейчас, почти вся продукция старейшего в области завода уходит в столицу. Это, кстати, традиция. В XIX веке Воскресенскую сыродельню записали в  поставщики императорского двора в Петербурге, уж очень там пришелся по вкусу костромской сыр «Голландский». До Москвы тогда сыры не довозили — дороги не было. Будете смеяться, но в 70-х годах прошлого века тоже. За сырами к завтраку дорогого Леонида Ильича в Буй присылали вертолет. Брежнев любил два сорта: «Костромской» и «Сусанинский». Да что там Брежнев?! В деревне Сусанино местным сыром закусывал горькую великий художник Алексей Саврасов. Сыр ему так понравился, что он решил задержаться в деревне подольше, а чтобы разнообразить свой досуг написал там картину «Грачи прилетели», где изобразил местную церковь Воскресения Христова.

К сожалению сегодня сыр «Сусанинский», ушел в небытие. Местный завод, прошедший полную реконструкцию в 2014 году, закрыли пару месяцев назад. Причина – недостаток сырья. Молока в Костромской области катастрофически не хватает. Эта причина и является главным, если не основным тормозом в развитии сыроваренного производства по всей стране. Рано или поздно с ней сталкиваются на любом предприятии.

Ее решение очевидно – увеличение поголовья дойных коров и на это, к сожалению, требуются годы. Пока же, в условиях отсутствия сырья, заводы вынуждены работать не на полную мощность.

Точно такая же ситуация на Волгореченском сыроварном заводе «Волжанка» - отечественном флагмане по производству мягких сыров. В их ассортименте бурата, рикотта, моцарелла, шевр и тому подобная экзотика.

-  Российский рынок мягких сыров – это черная дыра. Мы в любой момент можем нарастить производство вдвое, но все опять же упирается в сырье, - поддерживает коллегу директор «Волжанки» Алексей Костин.

То касается вопроса фальсификата, он тоже солидарен с Джурко. Сыров произведенных на основе растительного масла в стране если не 80 то 50 процентов, но это тоже очень много.

- Сусанинский завод закрыт, а сыр «Сусанинский» по-прежнему производят в Литве и Белоруссии, странах откуда к нам идет самое больше количество пальмового псевдосыра, - уверил Костин. – В связи с этим, может нам стоит как-то забрендировать сыр «Костромской», «Сусанинский», чтобы по аналогии с французским шампанским или коньяком его могли производить только в определенной местности. То есть в Костромской губернии.

Дело в том, что отличие настоящего сыра от сыра с использованием растительных жиров примерно такое же, как между песочным печеньем и посыпанным сахаром ржаным сухарем. Это совершенно разные продукты.

У всего этого есть название - сыроподобный продукт. Однако, торговые сети почти никогда не применяют подобный термин к товарам на своих прилавках. Его обходят со всем старанием. И самое плохое, что законодательство оставляет им лазейки.

Решить проблему можно только кардинальным образом.

- Пора вводить термин «аналоговые продукты» и продавать эти аналоги  на отдельных стеллажах, в специальных секциях, - предлагает председатель партии «Города России» Владислав Коваленко. – Таким образом мы обезопасим потребителя от «случайной» покупки мясонесодержащей колбасы, сыра на основе пальмового масла и прочего эрзац-питания.